Начало Новости География Печать Ночная Логрия Игра Беседка Форум Почта

Ключ

   

Ключ


    Краткая история Имперской Канцелярии Заднего Двора

   

    Имперская Канцелярия Заднего Двора была создана в 1554 году, как высший орган государственного управления. Канцелярия являлась и законосовещательным, и исполнительным органом, которому Император Максимилиан I поручал замещать себя во время отсутствия. Организовывать и контролировать деятельность Канцелярии было поручено мейстеру Бартоломеусу Гарету, советнику Его Величества, который был назначен генерал-прокурором.

   Ему предписывалось «заседать в Канцелярии и следить, дабы Канцелярия свое предназначение хранила и во всех делах, которые к рассмотрению подлежат, истинно, ревностно и порядочно по регламентам и указам отправляла».

    Со временем, по мере возникновения других государственных учреждений, Канцелярия из высшего органа управления превращается в главный орган надзора за деятельностью всех учреждений в столице и провинциях. С 1556 года Канцелярия стала делиться на департаменты, состоявшие из нескольких служащих со своим штатом.

    В 1557 году Император Максимилиан приказал организовать коллегии – центральные исполнительные учреждения, которые номинально получили статус министерств. В столице было образовано шесть таких коллегий: Благополучия (внешняя политика), Благоденствия (внутренние дела), Вооружения, Правосудия, Изобилия (финансовые и торговые дела) и Духовная. 27 марта 1557 г. был издан закон, определявший их организационное устройство, порядок деятельности и правила делопроизводства.

   Коллегии состояли из присутствия и ведомства. В присутствие входили советник и четыре-пять его помощников. Впоследствии для надзора за деятельностью Коллегий были поставлены прокуроры. И, вплоть до 1566 г. советники коллегий принимали участие в заседаниях Государственного Совета Имперской Канцелярии.

    Ведомства возглавлялись секретарем, в ведении которого находился также небольшой штат: нотариус или протоколист, ведший протоколы заседаний; регистратор, составлявший списки входящих и исходящих документов; архивариус и многочисленные писцы и копиисты.

   Особое внимание среди прочих коллегий уделялось Коллегии Духовной, образованной 6 января 1557 г. Дело в том, что еще в середине 1556 г. особым указом Его Императорского Величества Максимилиана, Церковь была отделена от государства и выделена в особую административную структуру со своим ведомством и служащими. Руководство делами Церкви было возложено на совет высших церковных иерархов. Примерно в то же время был издан закон допускающий существование любого вероисповедания, кроме ересей и открытого атеизма.

   Таким образом, в совет вошли главы крупнейших католических епархий, которые возглавил Кардинал Логрский Герман фан Лееб. Помимо католических священников, в совет были приглашены представители протестантской конфессии, а также Патриарх Тавридский Гераклий. Конечно же не обошлось и без верховного муфтия Джабраила из Каффы и раввина Моисея бен Цимеса, главы Логрских иудеев. Сама Духовная Коллегия и ее ведомства действовали под надзором особого прокурора. Через него осуществлялись сношения Духовной Коллегии с императором.

   Решая проблему организации государственной службы, Бартоломеус Гарет 14 августа 1566 г. ввел в действие «Реестр чинов воинских, гражданских и придворных». Он состоял из таблицы и 11 пояснительных пунктов к ней. Под чинами подразумевались и должностные лица, и занимаемые ими должности, и ранги этих лиц. Все должности были разделены на четырнадцать классов. Каждый служащий был обязан пройти их снизу доверху, что обеспечивало замещение всех вакансий и приобретение необходимых навыков. Всякий, кто занимал классную должность, в гражданской службе приравнивался к офицеру и назывался чиновником.

   Обязанность государственной службы возлагалась прежде всего на мещан, как наиболее образованное и лояльное сословие. Когда вследствие нехватки подходящих людей или по иным причинам на классную должность назначался дворянин, он приобретал также и права и свободы, присущие только третьему сословию.

    В 1567 г. после смерти императора Максимилиана на трон взошел его сын Вильгельм. Новым генерал-прокурором стал барон Йозеф фан Киршфельд. Началась глобальная реформа структуры Имперской Канцелярии. Была организована седьмая Коллегия – Медицинская. Штат Канцелярии был увеличен в несколько раз, но эффективность работы начала резко снижаться. Из штата были исключены все мещане и на их места работники, принадлежавшие к дворянскому сословию, стали выводить своих детей, родственников и просто хороших знакомых.

    Основные средства теперь выделялись на Коллегии Вооружения и Медицинскую, так как новый император вел войну с турками, захватившими Тавриду и улаживал трудности, возникшие с Астолатом, в то время еще не присоединенным к Империи. Примерно в это же время сильно развивается медицинское дело. Был реорганизован санаторий имени Блаженного Августина. Он теперь становится Главной Имперской Больницей.

    Но, несмотря на это, для большинства служащих условия работы стали очень тяжелыми, как в столице, так и в провинции. По свидетельству современников, до конца 1587 г. в некоторых департаментах в качестве наказания для нерадивых канцелярских служителей применялись «кандалы и стул с цепью». Также было в употреблении битье палками, таскание за волосы и пощечины. Особо упорствующих чиновников, несогласных с начальством, направляли на принудительное лечение в Больницу.

   В 1588 г. император был вынужден признать сложность и малую эффективность государственного аппарата. В казне началась нехватка денег, документы на подпись поступали с опозданием, либо не поступали вообще, в ведомостях обнаруживались подчистки или исправления. Вдобавок ко всему, в стране началась чудовищная инфляция и нехватка продовольствия. Из Далатта был срочно вызван опытный канцелярский работник мейстер Карл Бартель. После совещания с ним, император постановил снять с должности барона фан Киршфельда, конфисковать его состояние в пользу государства, лишить прав и присудить к двадцати годам лишения свободы. Состояние барона, к слову сказать, оказалось весьма немалым за счет доступа его к Государственному казначейству.

    Бартель был назначен на его место и тут же принялся за реорганизацию Канцелярии. Были восстановлены в должности уволенные работники, уменьшен общий штат служащих и пересмотрены положения о функциях коллегий.

    В 1636 г. новый генерал-прокурор Карл фан Август реформирует Имперскую Канцелярию по особому поручению императора Сигизмунда. Упраздняются Коллегии и Канцелярия делится на пять департаментов. Первый включил в себя функции Коллегии Правосудия. Второму Департаменту были переданы полномочия Коллегии Изобилия, которая стала Министерством. Второй Департамент контролировал работу в оном Министерстве.

   Третий Департамент был самым многочисленным. Он включил в себя Духовную, Медицинскую и Коллегию Благоденствия, а также Бургомистрат. Через несколько месяцев в состав Третьего Департамента вошла структура Имперской Жандармерии.

    В 1639 г. был создан наиболее известный Четвертый Департамент Имперской Канцелярии, который стал органом административного надзора и политического сыска в стране. В основу Департамента лег так называемый «Черный Корпус Имперской Жандармерии», особый элитный полк, который работал с наиболее важными государственными делами.

    Пятый Департамент организован вместо Коллегии Благосостояния и Вооружения и занимался, в основном, всей внешней политикой Империи.

   Главной задачей новой Имперской Канцелярии Заднего Двора с самого начала стало наведение порядка в статской государственной службе. Карл фан Август, как и его предшественники, считал, что в Логрии избыток чиновников, «более чем требуется для успеха службы, и весьма многие из них остаются праздными». Он выражал намерение возвысить гражданскую службу, и даже «хотел знать всех чиновников, как император Вильгельм знал всех офицеров армии». Чтобы успешно справиться с поставленными перед ней задачами, Имперская Канцелярия сама должна была стать образцовым учреждением. Следующие тридцать лет понадобилось для того чтобы работа Канцелярии была отлажена до автоматизма часовых механизмов.

   В результате, данная система структуры Имперской Канцелярии показалась наиболее приемлемой и достаточной для того, чтобы функционировать в неизменном виде до сих пор.

   Всякие однозначные оценки логрского чиновничества были бы неверны. Уже в силу своего положения между высшей властью и законом, с одной стороны, и населением, с другой, чиновничество как инструмент власти обречено на критику как сверху, так и снизу. Деловой и нравственный уровень государственного аппарата соответствовал и политическому строю в стране, и состоянию государственного бюджета, и, конечно, культурному уровню массы населения. За время, прошедшее от организации Имперской Канцелярии до наших дней профессиональные и моральные качества чиновничества существенно возросли и оказались достойными своих преемников, как-то Германии и Российской Империи. Постоянная критика чиновничества – это показатель не его недостатков, а требовательности к нему властей и общества. Было бы несправедливо не отметить, что именно повседневная и, может быть, малозаметная работа тысяч чиновников разных рангов обеспечивала нормальное функционирование государственного механизма Империи Логрской.

   

Приложение

    Список руководителей Имперской Канцелярии за всё время её существования   



    За всё время существования Имперской Канцелярии Заднего Двора кресло генерал-прокурора последовательно занимали восемь лиц:

    Бартоломеус Гарет (1554 - 1566)
    Йозеф фан Киршфельд (1567-1588)
    Карл Бартель (1588 - 1609)
    Август Бартель (1610 - 1636)
    Карл Август (1636 - 1665)
    Огюстен Гаре (1665 - 1688)
    Бертольд фан Йокст (1689 -1714)
    Карл Август фан Гарет (1714 - )
   
Назад к Архивам
Новости   География   Государство  
 Печать Ночная Логрия   Беседка
Игра Почта Форум

Laterna Magica © 2001
Hosted by uCoz